Джон Аткинсон писал о Stirling LS3/5a V2 в апреле 2007 года (Vol.30 № 4)
Еще в начале 1970-х годов, британская радиовещательная корпорация испытывала необходимость в небольшом мониторе ближнего поля для контроля записи при использовании в передвижных автомобильных студиях.
Команда инженеров исследовательского отдела BBC во главе с T. Sommerville и D.E. Shorter, разработала небольшой 2-х полосный монитор LS3/5 в закрытом корпусе, предназначенный для экспериментов в акустическом масштабировании. В качестве низкочастотного динамика используется 130 мм конус, изготовленный из плотного материала «Bextrene» и 20 мм майларовый купольный твитер «T27 SP1032», оба получены от британского производителя KEF.
Stirling Broadcast
Единственные ограничения монитора LS3/5 это небольшой корпус и отсутствие необходимости в широком динамическом диапазоне при близком расстоянии.
Монитор получился многообещающим, но проблемы связанные с динамиками привели к детальной модернизации, осуществленной научно-исследовательским отделом и дизайнерами BBC.
Ряд коммерческих производителей по лицензии BBC использовали разные низкочастотные громкоговорители, так компании «Rogers» и «Chartwell», а затем и «Harbeth» применяла конус из полипропилена, а компания «Spendor» конус из материала Bextrene. Версия компании «Rogers» впервые появляется в 1975 году, и она оставалась в производстве до начала 1993 года.
Оригинальная конструкция была пересмотрена только дважды. В 1988 году подвес низкочастотного динамика из неопрена был заменен материал из виниловых соединений. Что бы более тщательно согласовать сопротивление также был переработан кроссовер.
В 1990 году корпорация BBC одобрила вариант 2-х проводного подключения, при условии сохранения однопроводного режима в оригинальной спецификации.
Вероятно, даже сами проектировщики не ожидали такого коммерческого успеха LS3/5a. Более чем 60.000 пар мониторов были изготовлены до 1988 года. Только одна компания «Rogers» изготовила 43000 мониторов.
Дж. Гордон Холт в весеннем репортаже для Stereophile 1977 выпуск (Vol.3 № 12) и его доклад об оригинальных мониторах LS3/5a весной, наряду с последующими отзывами о версиях Spendor, Rogers, Harbeth, и KEF.
Stirling LS3/5a V2
И это, как и следовало ожидать в сравнении со многими акустическими системами, изготовленными в 1960-х и в 1970-х годах, особенно в отношении тяжелой окраски звука и плохого стереоэффекта, в то время как LS3/5a остается до сих пор вне конкуренции.
Возможно, это был тот факт, что монитор LS3/5a был предназначен для профессионального использования, хотя многие профессиональные мониторы того времени добавляли еще больше искажений, чем пользы.
Но вероятно, это было торжество уникального инженерного таланта проектировщиков BBC в начале 1970-х годов. Возможно, это был творческий подход с особой тщательностью и необычностью и в результате все получилось. Возможно, это была интуиция.
Приобретение «Kinergetics Holdings» в 1992 году компании KEF привело к некоторой озабоченности, что компания прекратит выпуск динамиков. Компания KEF на протяжении 1990-х, продолжала поставлять динамики B110 и T27, но перестала это делать на рубеже веков. Приятная новость появилась в конце 2005 года, что компания «Stirling Broadcast» возобновляет производство мониторов LS3/5a, как модель LS3/5a V2.
Stirling по-прежнему производит мониторы LS3/5a по лицензии BBC, но в их текущей версии V2 использует динамики компаний «SEAS» и «Scan-Speak», а не оригинальные модели компании «KEF».
Stirling Broadcast LS3/5a V2 (цена за пару $1695)
Как и оригинал, низкочастотный динамик «SEAS» крепится к задней панели, а высокочастотный динамик для уменьшения отражений окружен прямоугольником из войлока. Кроссовер, описывается, как «Stirling» "SuperSpec", он, как говорят, более высокого качества, чем оригинальный, и корпус высотой 305 мм имеет тонкостенную конструкцию, подобную к оригиналу, с завинчивающейся задней панелью.
Облегающая декоративная решетка как в оригинале изготовлена из того же материала «Tygan», а две пары клемм крепятся к задней панели, чтобы обеспечить возможность 2-х проводного подключения.
Звучание
Прежде, чем я слушать Stirlings, я некоторое время слушал мои старинные мониторы Rogers LS3/5as, изготовленные в 1978 году.
LS3/5a V2
В верхних средних и высоких частотах ощущалась воздушность, но в основном звук был менее гладкий, чем у современных соперников. Верхний бас был менее четок, чем теперь привыкли ожидать меломаны даже от недорогих динамиков. Но точность и стабильность стерео визуализации и сама чистота воспроизведения средних частот у обоих мониторов были по-прежнему способны конкурировать с лучшими полочными акустическими системами.
Низкие частоты и средний бас выражены не четко. Но верхний бас дает иллюзию наличия большего баса, чем, это есть на самом деле. Даже на довольно высокой громкости контрабасы были воспроизведены с естественным по тональности звучанием. Контрабасы с литаврами и большим барабаном хороши только при небольшом уровне громкости. При более реалистичном уровне громкости, динамики стали звучать грубо и слишком тепло.
Но даже со слегка преувеличенными высокими частотами Stirling LS3/5a V2 в записи Рахманинова, верхние строки звучали гладко и без обрыва, и медь воспроизводила наиболее убедительную и реалистичную россыпь. Естественно, вокал звучал также свободный от окраски.
Динамика никогда не была сильной стороной мониторов LS3/5a, а оригинал всегда звучал немного медленно при воспроизведении рок-музыки, как будто немного отставал бас. Баланс вопреки моему ожиданию был не так плох.
Подведение итогов
Я был очень впечатлен звучанием Stirling LS3/5a V2, хотя есть небольшой подъем в области высоких частот, общий баланс безупречен. Оригинальный дизайн, и те небольшие ошибки не портят общего впечатления. Несмотря на мелочи, общее впечатление оправдывает репутацию своего знаменитого предка, и даже, возможно LS3/5a V2, немного лучше, чем оригинальный монитор LS3/5a. Джон Аткинсон.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2013. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
inthouse@list.ru
+7 (926) 906-6548
vot2@mail.ru
+7 (495) 771-2800